Кто такой официант: описание профессии, требования к специалисту, основные функции и обязанности, трудоустройство

Статья написана в ознакомительных целях. Проконсультируйтесь с врачом.

Время чтения: na минут
Официант – это сотрудник, который занимается обслуживанием посетителей ресторанов, кафе, баров и прочих гастрономических заведений. Он приветствует гостей, предлагает им меню, приносит заказанные блюда и следит за тем, чтобы клиенты всем были довольны. Кому-то работа официанта может показаться несложной, но это не так. Как и любая профессия, связанная с тесным общением с людьми, она требует от человека эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, высокого уровня культуры и прочих важных навыков и качеств.

Официант занимается обслуживанием ресторанов.Официант занимается обслуживанием ресторанов.

История профессии

Первые официанты, по мнению историков, появились в Древнем Египте более 6 тыс. лет назад. Ими были рабы, которые занимались обслуживанием фараонов во время застолий.

В Европе официанты долгое время выполняли множество функций. Они не только подносили посетителям еду и напитки, но и мыли посуду, убирали кухню и делали другую грязную работу.

Образ современного официанта, деятельность которого сводится к непосредственному обслуживанию клиентов, сформировался лишь в XIX в., когда ресторанное дело начало стремительно развиваться и приносить владельцам большие доходы.



Описание профессии официанта



Официант – универсальная профессия, которая подходит и женщинам, и мужчинам. Поскольку многие заведения общественного питания открываются ближе к обеду и работают до позднего вечера или ночи, она пользуется популярностью у студентов и тех, кто ищет дополнительный заработок в свободное время.

Официант является лицом заведения, в котором работает, ведь на протяжении смены он находится в зале, занимаясь обслуживанием клиентов. От того, насколько качественно он выполняет свои обязанности, зависит доход ресторана. Если посетителям не понравилось обслуживание, то, какими бы изысканными ни были блюда, в следующий раз они предпочтут пообедать или поужинать в другом месте. И наоборот, приятное общение с официантом поможет стереть плохое впечатление от неудачно приготовленной еды.

Официант на протяжении смены находится в зале.Официант на протяжении смены находится в зале.

Востребованность

Популярность ресторанов и прочих точек общественного питания постоянно растет, ведь количество людей, которые едят вне дома, увеличивается в геометрической прогрессии. Такие заведения есть и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах. Если где-то закрывается кафе, недалеко от него обязательно открывается новое.

Заведения общепита, независимо от того, на какой кошелек они рассчитаны, объединяет большая текучесть кадров. Официантами часто работают студенты, которых интересует временный заработок.



Получив диплом, они устраиваются по специальности, а их места освобождаются. По этой причине кафе и ресторанам постоянно нужны официанты.

Преимущества

Работники ресторанных залов выделяют в своей деятельности следующие плюсы:
  • отсутствие необходимости получать специальное образование;
  • большой выбор вакансий;
  • возможность трудоустройства без опыта;
  • бесплатные обеды для персонала (предусмотрены не во всех заведениях);
  • возможность совмещать работу с учебой или другой деятельностью;
  • высокий уровень дохода.


Чтобы стать официантом, не обязательно иметь опыт работы.Чтобы стать официантом, не обязательно иметь опыт работы.

Требования к специалисту

Чтобы стать профессионалом в своей сфере, официанту понадобится овладеть знаниями и навыками, которые помогут ему добросовестно выполнять свои обязанности. Кроме того, важно развивать в себе необходимые в профессии качества.

Знания и навыки

Независимо от того, в каком заведении работает официант, ему нужно знать:
  • меню и винную карту;
  • списки ингредиентов и технологию приготовления всех блюд, подаваемых в заведении;
  • особенности сочетания алкогольных напитков и блюд, чтобы, например, подсказать посетителю, какое вино подойдет к заказанному им десерту;
  • правила сервировки стола и подачи разных блюд;
  • этические нормы при общении с клиентами.
В дорогих ресторанах сотрудникам дополнительно потребуется знание иностранных языков, чтобы обслуживать зарубежных гостей.



В дорогих ресторанах может понадобиться знание иностранных языков.В дорогих ресторанах может понадобиться знание иностранных языков.

Кроме того, официанту нужно уметь:
  • хорошо ориентироваться в заполненном людьми зале;
  • работать в условиях цейтнота;
  • всегда улыбаться и быть приветливым;
  • сохранять спокойствие в любой ситуации;
  • грамотно и четко говорить;
  • работать с терминалом и кассовым аппаратом.
Нелишним навыком станет умение запоминать большой объем информации. Хоть у каждого официанта есть ручка и блокнот, постоянно прибегать к их помощи при приеме заказов нежелательно.

Опытные работники залов запоминают заказанные клиентами блюда и напитки, экономя тем самым и свое, и их время.



Важные личные и профессиональные качества

Официанту, особенно если он работает в престижном заведении, потребуются следующие черты характера:
  • коммуникабельность;
  • открытость;
  • чистоплотность;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • находчивость;
  • тактичность;
  • терпение.




Официанту важно быть коммуникабельным и открытым.Официанту важно быть коммуникабельным и открытым.

Опыт

Устроиться работать официантом без опыта не проблема. В небольших ресторанах, барах и кафе готовы закрыть глаза на его отсутствие, если претендент соответствует необходимым требованиям. Всем навыкам его обучат на месте.

Тем, кто хочет работать в сетевых точках общепита, желательно иметь опыт не меньше года.

Для трудоустройства в престижных ресторанах нужно отработать по специальности в других местах хотя бы 3 года.

Основные функции и обязанности официанта



Главной задачей официанта является подача заказанных посетителями блюд и напитков к их столикам. Но этим его обязанности не ограничиваются.

Сотрудник, обслуживающий зал, должен:
  • встречать клиентов и сопровождать их к столикам;
  • подавать меню и винную карту;
  • предоставлять информацию о блюдах, которые заинтересовали гостей;
  • по просьбе посетителей рекомендовать им блюда и спиртные напитки;
  • принимать заказы и передавать их на кухню;
  • подавать заказанную пищу и напитки, следуя правилам этикета;
  • следить за чистотой посуды и столовых приборов, качеством приготовленных блюд;
  • интересоваться, все ли устраивается посетителей;
  • своевременно убирать ненужные блюда, посуду и приборы со стола;
  • выставлять посетителям счет, принимать оплату и выдавать сдачу;
  • вежливо прощаться с гостями и приглашать их посетить заведение снова;
  • убирать столы после ухода клиентов и сервировать их к приходу новых посетителей.


Сотрудник, обслуживающий зал, подает меню и винную карту.Сотрудник, обслуживающий зал, подает меню и винную карту.

Если официант обслуживает банкеты или вечеринки, тогда ему нужно разносить по залу закуски и напитки, следить за тем, чтобы блюда, которые подаются на стол, имели правильную температуру.

В некоторых заведениях на сотрудников дополнительно возлагаются обязанности по уборке зала после окончания рабочего дня.

Где получить образование



Чтобы стать официантом, не нужно поступать в университет. Бары и кафе принимают на работу девушек и парней с любым уровнем образования, если те обладают приятной внешностью и необходимыми качествами. С ними проводят инструктаж, на котором знакомят с нюансами профессии, после чего допускают к работе с посетителями.

Но если человек хочет обслуживать клиентов в дорогих ресторанах, тогда ему стоит позаботиться о получении соответствующего образования. Освоить профессию можно в средних специальных заведениях (техникумах и колледжах), а также на курсах.



Учебные заведения

Сотрудников в сфере ресторанного бизнеса готовят во многих крупных и средних городах России. Для получения специальности необходимо выбирать ссузы, проводящие подготовку по направлению «Организация обслуживания в общественном питании» или «Официант, бармен».

К таким заведениям относятся:
  • Московский образовательный комплекс ЗАПАД;
  • Нижегородский колледж малого бизнеса;
  • Колледж кулинарного мастерства (Санкт-Петербург);
  • Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли;
  • Хабаровский технологический колледж;
  • Люберецкий техникум им. Гагарина;
  • Самарский торгово-экономический колледж;
  • Краснодарский политехнический техникум и т. д.




Сотрудников ресторанного бизнеса готовят в учебных заведениях России.Сотрудников ресторанного бизнеса готовят в учебных заведениях России.

Чтобы поступить в колледж или техникум, необходимо окончить 9 или 11 классов средней школы. Продолжительность обучения составляет не меньше 2 лет 10 месяцев.

Курсы

Люди, не желающие тратить несколько лет на освоение профессии, выбирают специализированные курсы официантов. Обучение здесь продолжается от нескольких дней до нескольких месяцев, нередко его можно пройти дистанционно.

После завершения курсов учащемуся выдают сертификат, подтверждающий, что он прошел базовую подготовку по специальности. Иногда после прохождения обучения выпускникам предоставляется трудоустройство.

Популярные курсы для официантов:
  • Школа официантов в Москве и Санкт-Петербурге от «Лиги барменов России»;
  • HoReCa Catering (Москва);
  • Школа подготовки официантов, барменов и бариста в учебном центре «Парк знаний» (Казань);
  • Школа официантов на базе «Академии гостеприимства» (Волгоград);
  • Школа профессионального мастерства (Владивосток) и т. д.

Нюансы трудоустройства

Искать работу официанта следует в заведениях, занимающихся подачей готовых блюд. Сюда относятся рестораны, бары, пиццерии, пабы, ночные клубы, дискотеки, кафе и кофейни. К этой категории стоит причислить и кейтеринговые компании, которые специализируются на выездном ресторанном обслуживании.

Искать работу официанта можно в ресторанах, кафе.Искать работу официанта можно в ресторанах, кафе.

Поиск вакансий можно осуществлять несколькими способами:
  • на сайтах по трудоустройству;
  • в кадровых агентствах и службах занятости;
  • через знакомых, работающих в точках общественного питания;
  • путем прямого обращения в кафе, рестораны и другие заведения.
Читайте также:

Виды ресторанов: категории заведений, классификация кафе и их характеристики
Просмотров: 13 530 - Рейтинг: нет оценок

Рестораны предоставляют посетителям большой выбор напитков и блюд, характеризующихся сложной технологией приготовления. Такие предприятия общественного питания классифицируются по...


Условия труда

Работу официанта нельзя назвать легкой. На протяжении всей смены он находится на ногах и носит тяжелые подносы, что требует крепкого здоровья и физической выносливости.

Сотруднику ресторана приходится общаться не только с приятными людьми. Среди посетителей встречаются конфликтные и неадекватные личности, способные испортить настроение на весь день. Девушки-официантки сталкиваются с домогательствами клиентов. Но какие бы неприятные ситуации ни случались, официант должен всегда оставаться вежливым и доброжелательным. Если он ответит грубостью на хамство посетителя, его могут уволить.



Рабочий график у сотрудников кафе и ресторанов чаще всего посменный (например, официант работает 2 дня, а затем столько же отдыхает). Смена может продолжаться более 12 часов и заканчиваться ночью или под утро.

Работникам, которые совмещают трудовую деятельность с учебой или другой работой, из-за такого графика не всегда удается полноценно выспаться.

Уровень заработной платы

В 2021 г. средняя зарплата официанта в России составила 31,2 тыс. руб. Это «голый» оклад без учета премиальных и чаевых. Последние составляют 8-10% от суммы заказа и могут превышать размер зарплаты.

Заработная плата официанта состоит из оклада и чаевых.Заработная плата официанта состоит из оклада и чаевых.

Самые высокие оклады у работников заведений общепита в Москве – 40,1 тыс. руб. Следом за столицей идут Южно-Сахалинск (39,9 тыс.), Владивосток (37,6 тыс.), Сочи (36,1 тыс.) и Санкт-Петербург (35,7 тыс.).

Перспективы в будущем и карьерный рост

В ближайшем будущем профессия официанта будет оставаться такой же востребованной, как и сегодня, поэтому безработица сотрудникам баров и кафе не грозит.

У инициативного и ответственного работника есть возможность сделать карьеру в ресторанном бизнесе. Тот, кто имеет специальное образование и опыт работы, со временем может рассчитывать на получение должности старшего официанта, менеджера зала или даже управляющего заведением.



Отрицательные стороны в работе

Прежде чем брать поднос в руки, человеку следует ознакомиться с минусами профессии.

К ним относятся:
  • высокий риск эмоционального выгорания из-за постоянной работы с людьми;
  • вычеты из заработной платы за разбитую посуду и клиентов, которые ушли не расплатившись;
  • ненормированный график;
  • необходимость постоянно быть на ногах.
Несмотря на недостатки профессии, отбоя от желающих стать официантами нет, ведь они всегда при деньгах. А если человек обладает трудолюбием и целеустремленностью, тогда перед ним открываются неплохие перспективы карьерного роста.

Просмотров: 4 676
Добавлено:
Обновлено: 3-10-2021 15:06

Сообщить про неверную информацию в статье.



Печатать статью


Следующая статья
Должностная инструкция бармена: функции и обязанности сотрудника ресторана, требования к специалисту

Рейтинг


  • 0

Читайте далее

Комментариев (0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ЕДАТОП - Поможем подобрать сервис готовой еды