Помощник официанта обязанности: основные функции, требования к специалисту, задачи сотрудника ресторана

Статья написана в ознакомительных целях. Проконсультируйтесь с врачом.
Все требования к помощнику официанта, обязанности, права и меру ответственности необходимо изложить в его должностной инструкции. Аналогичное руководство нужно составить и для работника бара, деятельность которого имеет свою специфику. Документы с точными, однозначно трактуемыми формулировками помогают предупреждать сбои в обслуживании посетителей, конфликтные ситуации, снижать текучесть кадров.

Требования к помощнику официанта описаны в должностной инструкции.Требования к помощнику официанта описаны в должностной инструкции.

Главные особенности профессии помощника официанта в ресторане

Помощник официанта или бармена получает возможность усвоить базовые принципы ресторанного бизнеса и накопить немалый опыт.

Ошибочно думать, что в этой работе нет ничего сложного. У избираемой профессии есть ряд особенностей.

Преимущества:
  • востребованность;
  • перспектива карьерного роста;
  • прибавка к зарплате в виде официальных чаевых;
  • качественное питание.
Недостатки:
  • небольшая зарплата;
  • продолжительная смена;
  • переноска тяжелых подносов, других грузов;
  • выполнение служебных обязанностей «на ногах» в напряженном темпе;
  • работа в шумном помещении.


Помощник официанта имеет перспективы карьерного роста.Помощник официанта имеет перспективы карьерного роста.

Основные функции

В составляемой инструкции нужно прописать:
  1. Базовые профессиональные обязанности помощника официанта или бармена, которые не зависят от особенностей предприятия.
  2. Дополнительные функции, связанные со спецификой заведения и кадровыми возможностями работодателя.
  3. Общепринятые требования гигиены и санитарии, охраны труда, техники безопасности.
На больших предприятиях встречаются иностранные названия вспомогательных должностей с узкой специализацией. Например, басбои – помощники, в круг обязанностей которых входит только протирание столовых приборов, раскладка салфеток, уборка посуды. Фудранерами стали называться в некоторых заведениях питания те, кто приносит клиентам еду и напитки.

Официанты тем временем принимают новые заказы. Барбэки заняты на несложных работах в подсобных помещениях баров.



Требования к специалисту

Главные критерии соответствия сотрудника избранной должности:
  • быстрое и качественное исполнение служебных обязанностей, особенно при большом количестве посетителей;
  • готовность к взаимовыручке во внештатных ситуациях;
  • честность при совершении денежных расчетов с клиентами;
  • соблюдение правил поведения;
  • владение грамотной речью;
  • физическая выносливость;
  • способность к профессиональному обучению;
  • опрятность;
  • отсутствие вредных привычек.


Сотрудник должен быстро и качественно исполнять свои обязанности.Сотрудник должен быстро и качественно исполнять свои обязанности.

Важные личные качества

«Золотое правило» ресторанного бизнеса: довольный посетитель приводит с собой еще двоих, недовольный отговаривает семерых.

Чтобы работать на профессиональном уровне, соискатель должен обладать такими личными качествами:
  • вежливостью, доброжелательностью, коммуникабельностью;
  • внимательностью, хорошей памятью;
  • мобильностью;
  • дисциплинированностью;
  • аккуратностью;
  • стрессоустойчивостью.

Необходимые профессиональные знания

Важно, чтобы помощник не хуже своего шефа разбирался в меню, винной карте, знал характеристики блюд, напитков.

Хотя общаться с клиентами уполномочен официант, фудранер тоже должен уметь отвечать на частые вопросы посетителей.

Навыки межличностных коммуникаций в соответствии с правилами этикета не менее важны, чем основы кулинарии и технические приемы ресторанного сервиса.

Помощник должен разбираться в меню и знать характеристики блюд.Помощник должен разбираться в меню и знать характеристики блюд.

Должностная инструкция помощника официанта

При ее составлении нужно отобрать из предлагаемого типового документа те положения, которые соответствуют профилю и масштабу того или иного бара, буфета, бистро, кафе, ресторана.

Стандартная структура инструкции для небольших заведений состоит из таких базовых разделов:
  1. Общие положения.
  2. Права работника.
  3. Обязанности.
  4. Ответственность.
Если документ разрабатывается на предприятиях ресторанного бизнеса с большим штатом, часто включают такие дополнительные разделы:
  1. Условия труда (например, ненормированный график работы, льготное или бесплатное питание, оплата курсов по повышению квалификации и т.п.).
  2. Критерии оценки трудовых результатов.
  3. Взаимодействие работников смежных должностей.
  4. Корректировка отдельных статей служебной инструкции в связи с производственной необходимостью.



Общие положения

В этот раздел нужно вписать основополагающие положения, которые способствуют обслуживанию посетителей на высоком уровне.

Общие положения являются основополагающими.Общие положения являются основополагающими.

I. В штат предприятия принимается лицо:
  1. Старше 18 лет (если у заведения есть лицензия на продажу алкоголя).
  2. Подготовленное по профилю избранной должности.
  3. Предъявившее личную медицинскую книжку с отметкой о медосмотре.
  4. Получившее инструкции по вопросам техники безопасности и прошедшее ознакомительный практикум на рабочем месте.
II. Помощник обязан знать:
  1. Правила трудового распорядка предприятия, вежливого поведения с посетителями и членами коллектива.
  2. Требования дресс-кода.
  3. Стандартные варианты подготовки зала ресторана или бара к началу обслуживания и принципы размещения мебели в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений.
  4. Характеристики посуды, приборов, белья и технологию сервировки столов.
  5. Требования к качеству и хранению продуктов.
  6. Рецепты несложных блюд, кофе, чая, коктейлей.
  7. Приемы обработки и порционирования продуктов.
  8. Способы подачи еды и напитков.
  9. Правила сбора со столов пустой посуды.
  10. Виды и технологию расчетов с клиентами.
  11. Примеры производственного брака, способы его устранения и профилактики.
  12. Порядок экстренного информирования начальника смены о сбоях в работе предприятия, жалобах посетителей.
  13. Санитарно-гигиенические нормы, требования трудовой и пожарной безопасности.
  14. Методы оказания доврачебной помощи при ожогах, острых приступах боли, пищевых отравлениях, травмах.
  15. Законы, постановления и приказы, касающиеся сферы общественного питания.


Помощник обязан выполнять трудовые функции.Помощник обязан выполнять трудовые функции.

III. Помощник обязан уметь:
  1. Руководствоваться всеми регламентами предприятия.
  2. Подготавливать бар, буфет, кафе или ресторан к приему гостей.
  3. Соблюдать стандарты чистоты в заведении и правила личной гигиены, особенно в периоды эпидемий.
  4. Проверять устойчивость мебели, правильно ее расставлять, накрывать столы скатертями.
  5. Полировать до блеска посуду, приборы, следить за наличием специй, салфеток.
  6. Сервировать столики по предварительным заказам.
  7. Использовать технологическое оборудование и рабочий инвентарь по правилам техники безопасности.
  8. Экономно расходовать продукты, соблюдать калькуляцию.
  9. Готовить закуски, чай, кофе, соки по популярным рецептам.
  10. Подавать на столы блюда и напитки, отслеживать изменения в их ассортименте.
  11. Помогать бармену составлять и подавать коктейли; своевременно собирать использованную посуду.
  12. Аккуратно упаковывать еду и напитки для их доставки клиентам на дом.
  13. Принимать от посетителей и оформлять оплату по наличному и безналичному расчету.
IV. Помощник непосредственно подчиняется... (указывается должность и фамилия старшего по подразделению).

Работник зачисляется в штат и увольняется приказом руководителя предприятия.



Права

Права помощника излагаются в срочном договоре, который заключается с ним при приеме в заведение питания. Они закреплены в 21-й статье Трудового кодекса. Но в инструкцию нередко включают и дополнительные пункты.

Права помощника излагаются при приеме на работу.Права помощника излагаются при приеме на работу.

Например, работник имеет право:
  • повышать свою квалификацию при оказании материальной помощи предприятию;
  • получать любую информацию, связанную с его профессией;
  • делать корректные замечания коллегам, если те допускают грубые ошибки в работе;
  • инициировать обсуждение предложений по совершенствованию обслуживания посетителей;
  • обращаться в ведомственные инстанции или суд для рассмотрения конфликтных ситуаций и др.

Обязанности

I. До начала смены работник должен:
  1. Явиться на профилактический медосмотр.
  2. Получить от своего шефа задания.
  3. При назначении новых обязанностей пройти дополнительный инструктаж по охране труда.
  4. Проверить состояние оборудования, инвентаря.


Работник должен выполнять свои обязанности.Работник должен выполнять свои обязанности.

II. В течение рабочей смены:
  1. Выполнять полученные задания (пункты 1 – 13, подраздел III), используя безопасные приемы.
  2. Соблюдать санитарно-гигиенические нормативы.
  3. Собирать отходы продуктов, тару, макулатуру для утилизации.
  4. Своевременно информировать своего руководителя о возникающих проблемах.
III. В конце работы:
  1. Провести детальный осмотр зала обслуживания и доложить о результатах своему руководителю.
  2. Привести в порядок использованный инвентарь, служебную форму, обувь, поместить их в шкаф для хранения.
  3. Подготовить отчет.
  4. Сдать смену.

Ответственность

Работник отвечает за имидж предприятия и сохранность материальных ценностей.

Работник отвечает за сохранность вещей ресторана.Работник отвечает за сохранность вещей ресторана.

Согласно законодательству РФ, к нему может быть применена дисциплинарная, административная или уголовная мера наказания в зависимости от вида правонарушений.



Например, за:
  • недобросовестное исполнение обязанностей;
  • нанесение материального ущерба;
  • утрату доверия руководства;
  • появление на работе в нетрезвом состоянии;
  • нарушение правил охраны труда;
  • распространение информации, подрывающей престиж заведения.



Проект составленной инструкции согласуется с шеф-поваром, менеджером, представителем профсоюза, юрисконсультом и корректируется с учетом их предложений. После утверждения директором предприятия документ обретает юридическую силу. Ознакомить с этим руководством нужно каждого кандидата на должность. Согласие со всеми положениями соискатель подтверждает личной подписью. Только после этого с ним заключается трудовой договор.

Просмотров: 335
Добавлено:
Обновлено: 15-10-2021 22:12

Сообщить про неверную информацию в статье.



Печатать статью

Рейтинг


  • 0

Читайте далее

Комментариев (0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ЕДАТОП - Поможем подобрать сервис готовой еды