Услуги общественного питания: общие требования, термины и определения, классификация

Статья написана в ознакомительных целях. Проконсультируйтесь с врачом.

Время чтения: na минут
Сфера общепита – востребованная область деятельности. Услуги общественного питания будут необходимы всегда. Любой сервис этой отрасли подразумевает высокий уровень ответственности перед клиентами и контроль за качеством обслуживания.

Услуги общественного питания включают контроль за качеством.Услуги общественного питания включают контроль за качеством.

Какой ГОСТ регулирует оказание услуг

Основные установки и требования к организациям пищевой промышленности подробно описаны в следующих стандартах по теме "Услуги общественного питания":
  • 31984-2012 "Общие требования";
  • 31985-2013 "Термины и определения";
  • 30389-2013 "Предприятия общественного питания. Классификация".

Эти юридические источники регулируют работу заведений общепита. Также с 21.09.2020 Правительством РФ утверждены "Правила оказания услуг общественного питания". Этот акт определяет ключевые положения сервиса в индустрии общепита и обязывает Роспотребнадзор следить за их исполнением.



Область применения ГОСТа

Вышеупомянутые государственные стандарты разработаны для классификации предприятий общественного питания. Они систематизируют общие требования к ассортименту продукции, методам оценки качества сервиса. Отдельно выделяются терминология и правила безопасности.

ГОСТ систематизирует требования к ассортименту.ГОСТ систематизирует требования к ассортименту.

Какие нормативы включает



Основной юридический документ, нормирующий правила работы и обслуживания в сфере общепита, – ГОСТ 31984-2012. Последующие стандарты являются дополнительными и упоминаются в разделе "Нормативные ссылки" (31985-2013 и 30389-2013).



Термины и определения

ГОСТ 31984-2012 включает такие определения, как:
  • услуга общественного питания;
  • процесс и условия обслуживания;
  • безопасность услуги.


В государственный стандарт 31985-2013 входят 152 определения, распределенных по группам.

К ним относятся:
  • общие понятия;
  • типы предприятий;
  • услуга;
  • обслуживание;
  • продукция;
  • изготовление продукции и др.


ГОСТ включает обслуживание, продукцию и перечень услуг.ГОСТ включает обслуживание, продукцию и перечень услуг.



ГОСТ 30389-2013 содержит подробную расшифровку категорий предприятий общественного питания.

Например, "ресторан", "кафе", "бар", "буфет", "кафетерий" и т.д.

Классификация предприятий

Объекты индустрии питания должны отвечать четким нормам, обозначенным в соответствующих документах. Их распределяют по таким факторам, как характер деятельности, типы, мобильность и др.



По первому параметру различают:
  1. Организации, производящие и доставляющие продукцию.
  2. Объекты, обслуживающие потребителей в сфере общепита.
  3. Торговые заведения.
По типу организации классифицируют следующим образом: ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, магазин (отдел) кулинарии.

По мобильности – стационарные и передвижные. Существуют и такие характеристики, как организация процесса производства, уровень обслуживания, месторасположение, период работы.





Общие требования

Для заведений индустрии общепита любого типа разработаны универсальные правила. Они могут располагаться в жилом помещении или объекте общественного назначения, на территории какого-либо учреждения или транспорте. Время действия постоянное или сезонное. Предприятие следует оснастить транспортной инфраструктурой (подъездными дорожками, доступами к входу, указателями), необходимыми предметами интерьера и производства, осветить и благоустроить.

Заведения общепита имеют универсальные правила.Заведения общепита имеют универсальные правила.



Заведение должно подчиняться требованиям нормативного характера в вопросах архитектурных решений, перепланировки, расположения производственных помещений, зон специального обслуживания, наличия лифта, пандуса и т.д. Необходимо обеспечить безопасность, заранее предусмотрев аварийные выходы, инженерные системы и оборудование, звукоизоляцию.

Информация для клиентов (инструкции, меню, перечень услуг) должна быть доступна и достоверна.

Организация может самостоятельно определять правомерность поведения потребителя (внести запрет на курение и т.д.).

Услуги и порядок их оказания

К сервисам обслуживания в государственных стандартах относятся изготовление, организация потребления продукции и пр. В вышеупомянутых нормативно-правовых документах прописаны терминология, классификация видов сервисных работ, общие требования, правила безопасности, методы оценки и контроля качества и т.д.

Общие положения

В первый раздел "Правил" включены термины "услуги", "порция", "потребитель", "исполнитель". Документ регламентирует права и обязанности обеих сторон.

Исполнитель может самостоятельно устанавливать правила поведения клиентов, не нарушая законов РФ, выбирать перечень выполняемых работ и реализуемой продукции. Он обязан осведомлять клиентов о режиме работы организации. Кроме того, в открытом доступе для посетителей необходима книга отзывов и предложений.

Потребитель имеет право получить сведения о работе предприятия (кроме конфиденциальных), прокомментировать процесс обслуживания в гостевой книге.

Информация об услугах

При желании клиент может ознакомиться с подробной информацией о сервисе заведения. Эти сведения содержатся в меню, прейскуранте, условиях оказания услуг и т.д.

Сюда входят:
  • перечень услуг;
  • описание продукции (название, способ приготовления, ингредиенты, пищевая ценность, объем порций).


Порядок оказания

Процесс обслуживания в заведениях общепита тоже четко регламентирован.

В обязанности исполнителя входят:К правам относятся:
  • просьба о предварительном денежном взносе за выполненную работу;
  • предложение сервиса развлекательного характера (с уточнением необходимости или отсутствия платежа).
Потребитель обязан вовремя произвести оплату. При этом исполнитель предоставляет посетителю кассовый чек или иной счет в бумажном и электронном форматах. Клиент может не оплачивать дополнительные услуги, которые не включены в заказ или не указаны в прейскуранте.



Правовые отношения исполнителя и потребителя регулируются согласно Гражданскому кодексу РФ и отечественному законодательству и контролируются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Просмотров: 5 969
Добавлено:
Сообщить про неверную информацию в статье.



Печатать статью


Предыдущая статья
Температура хранения суточных проб: требования к холодильному оборудованию, правила СаНПиН
Следующая статья
Журнал здоровья: образец заполнения для работников пищеблока, разновидности и требования СаНПиНа к персоналу

Рейтинг


  • 0

Читайте далее

Комментариев (0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ЕДАТОП - Поможем подобрать сервис готовой еды