Считается, что продавать кофе из фургонов придумали в северных европейских странах. Люди быстро покупали ароматный горячий напиток, который приятно согревал руки, и бежали по своим делам.
Работа кафе на колесах заключается в продаже кофе, чая и легкого перекуса навынос. Можно поставить около своей точки столики, но это необязательно, большинство фургонов работают без них. Покупатель за 1–2 минуты получает свой напиток и уходит на работу, учебу или на прогулку, а его место занимает следующий клиент.
Почти все люди пьют кофе, поэтому кофейни востребованы в крупных и маленьких городах. По сравнению со стационарным заведением у мобильной точки есть преимущества:
Это привлекает занятых людей, которые спешат на работу или учебу, и клиентов, желающих неспешно погулять на улице, а не сидеть в помещении.
Для владельца бизнеса преимуществ еще больше:
Начать деятельность можно с минимальными вложениями. Франшизы стоят меньше, чем у стационарных заведений.
А на окупаемость можно выйти уже через несколько месяцев после начала работы.
Главный недостаток работы – отсутствие законодательного определения передвижных кофеен в России. Это полулегальный бизнес, поэтому чиновники и правоохранительные органы могут закрыть его или запретить ставить фургон в выбранном месте.
На выручку кофейни влияет сезонность. Летом клиенты предпочитают освежающие коктейли, холодный чай и кофе, а зимой – горячие напитки. Это нужно учитывать при составлении меню. Если открываться в зимние месяцы, можно сократить затраты на оборудование, купить только кофемашину, а через полгода докупить аппараты для льда.
Кофейня на колесах не имеет законодательного определения.После окончания рабочего дня фургон нужно ставить в гараж или на склад.
Помещение можно выкупить или взять в аренду. Если оставить автомобиль на улице, можно лишиться оборудования.
Благодаря социальным сетям культура покупать кофе навынос распространилась по всей России. Поэтому предприятие будет иметь успех и в крупных городах, и в маленьких.
Целевая аудитория мобильных кофеен – активные городские жители от 18 до 50 лет. Они покупают кофе в перерывах между учебой, по дороге на работу или на отдыхе. Можно сегментировать потребителей по возрасту или роду деятельности, разбив на мелкие группы. Опытные предприниматели советуют выделить 1 сегмент и ориентироваться на него.
Разделение целевой аудитории важно для создания точечной рекламы, разработки ассортимента, оформления упаковки и внешнего вида фургона.
Есть много удачных мест для организации такого бизнеса:
Лучше всего выбирать расположение около лавочек, чтобы клиенты могли присесть. Тогда они закажут больше и увеличат средний чек.
Но не везде можно установить передвижную точку с кофе. Если планируется открытие кофейни на парковке, это нужно согласовать с владельцем торгового центра или рынка.
Первое, что нужно сделать, – зарегистрировать ИП в налоговой службе. В законодательстве нет отдельного вида деятельности для фургонов с кофе, поэтому в кодах ОКВЭД указывается "Розничная торговля вне магазинов". В качестве системы налогообложения лучше выбрать УСН.
Нужно получить разрешение на установку передвижной точки. Если она планируется на парковке или тротуаре, документ выдает администрация района. Если это кофейня на автомагистрали – дорожное управление. Подавая заявление, нужно указать точные координаты и график работы.
После этого нужно зарегистрировать усовершенствованный автомобиль в ГАИ. В Санэпидемстанции оформляются санитарные книжки на сотрудников и разрешение на торговлю. В заявлении должен быть полный перечень товаров из меню.
Перед обращением в инстанции нужно подготовить бизнес-план: рассчитать примерные затраты и прибыль, выбрать желаемое расположение, составить ассортиментную матрицу. После этого можно регистрировать юридическое лицо.
Перед открытием кафе нужно рассчитать затраты и прибыль.Для начала работы потребуются:
Сертификаты на продукты и оборудование можно взять у поставщиков.
Этот документ нужен владельцу, чтобы просчитать все риски и примерную выручку. Лучше всего составлять его самостоятельно, предварительно промониторив цены на оборудование и сравнив стоимость готовых фургонов и переоборудования собственной машины.
Суть идеи – открытие рентабельной мобильной точки продажи кофе. Ее успешность зависит от наличия людского потока и уровня конкуренции. На этапе открытия предполагается 1 автомобиль с кофемашиной. После выхода на достаточные обороты можно создать сеть кофеен.
Успешность точки зависит от конкурентов и потока людей.Передвижная кофейня предполагает розничную торговлю. Ее клиентами являются:
Если поблизости нет конкурентов, можно не сегментировать аудиторию, а продавать кофе всем.
При наличии других точек нужно выделить узкий сегмент ЦА и направить маркетинговую стратегию на него.
Для мобильной кофейни важно внешнее оформление. Поэтому лучше обратиться к дизайнеру или в рекламное агентство, где разработают фирменный стиль. К нему относятся:
На это потребуется 20–100 тыс. руб. в зависимости от региона и квалификации специалистов.
Еще до открытия нужно завести страницы в социальных сетях. В них можно рассказывать о подготовке, разработке меню, советоваться с потенциальными клиентами, узнавать их пожелания. Важно делать это регулярно после старта продаж.
Владелец должен продумать систему поощрения постоянных клиентов. Это могут быть бонусные карты или акции: "Приведи друга – получи кофе бесплатно", "Два стаканчика по цене одного" и т.д.
В обычные дни на одной точке можно продать 70–100 чашек кофейного напитка. В праздничные дни их количество вырастает до 200–300. Если взять средние расчеты, на сутки нужно:
Еще нужно закупить 10 бутылок сиропов с разными вкусами и 20 кг сахара – этого хватит на 2 месяца. Ежемесячные затраты на сырье – 40 тыс. руб.
Предприятие может состоять из 1 человека – владельца, который выполняет все функции. Чтобы освободить время для контроля бизнеса, лучше нанять 2 сотрудников со сменным графиком работы. Каждому можно назначить оклад 20 тыс. руб. С учетом налогов в фонд оплаты труда (ФОТ) придется выделять 52 тыс. руб. ежемесячно.
В кофейне должно быть несколько сотрудников со сменным графиком.Себестоимость маленькой чашки эспрессо – 13 руб. Ее минимальная цена в кофейне на колесах – 50 руб. Месячный доход составляет 150–200 тыс. руб., в первое время – 100 тыс. руб. Каждый месяц придется закупать сырье на 30% от выручки, т.е. 30 тыс. руб. Чистая прибыль без учета ФОТ– 70 тыс. руб.
Вложения на этапе открытия – 2 млн руб., они окупятся за 2–3 года.
Кроме отсутствия кофейни на колесах в российском законодательстве, у бизнеса есть другие недостатки:
Для предпринимателей не предусмотрена господдержка, им трудно найти инвесторов, невозможно участвовать в госзакупках.
Высокая стоимость зерен является недостатком бизнеса.А значит, при открытии нужно рассчитывать только на свою креативность и знание целевой аудитории.
Торговая точка характеризуется высокой рентабельностью, главное – найти место с высоким трафиком. Тогда на окупаемость можно выйти уже через 6–12 месяцев. Важно закупать качественное сырье и найти ответственного бариста – тогда клиенты будут возвращаться и рекомендовать кофейню друзьям. Перед открытием лучше составить бизнес-план с расчетами примерного пешеходного потока и ежедневной выручки.
Так как этот вид деятельности не закреплен законодательно, могут быть сложности и с регистрацией, и с дальнейшей работой.
Для открытия кофейни нужно собрать следующие бумаги:
Предприниматель может купить или заказать фургон для торговли. Цена готовой мобильной кофейни на колесах – 800–950 тыс. руб. Другой вариант – переоборудовать легковой автомобиль, грузовик, микроавтобус. Это стоит от 250 тыс. руб. Сэкономить можно, если установить все опоры и конструкции самостоятельно. Кофейню можно открыть и на скутере, и на велосипеде, но это ненадежный транспорт. К тому же они ограничивают возможности приготовления напитков.
Для производства нужны кофемашина, на которую есть сертификат соответствия, кофемолка, холодильник и генератор с преобразователем напряжения. Их можно приобрести подержанными. В зависимости от ассортимента, могут потребоваться аппарат для молочных коктейлей, вафельница, микроволновка. На техническое оснащение фургона закладывается 1–1,5 млн руб.
В первые месяцы работы можно ограничиться минимальным меню. Для него достаточно закупать кофе, сиропы, сахар и молоко. Главное – найти качественные зерна с глубоким насыщенным вкусом. Тогда клиенты будут возвращаться и рекомендовать точку друзьям. Сначала можно приобретать все необходимое в сетевых магазинах "Метро", "Лента", "Ашан". Когда обороты вырастут, лучше перейти к оптовым поставщикам.
Для работы нужно закупить одноразовую посуду:
Если работает 1 машина, владелец бизнеса может быть и продавцом. В этом случае работать придется каждый день, но можно сэкономить на заработной плате. Когда удастся купить второй аппарат для кофе или автомобиль, нужно нанять персонал со сменным или частичным графиком работы и почасовой оплатой. Обучение сотрудника занимает 1–3 дня, после этого он полноценно выполняет обязанности.
Если в фургоне не предусмотрено отопление, зимой придется увеличить заработную плату сотруднику. Затраты окупятся, так как в холодное время года спрос на горячие напитки выше.
Первое желание бизнесменов – поставить цену ниже конкурентов, чтобы заполучить клиентов. Но такой демпинг идет во вред бизнесмену, уменьшая его выручку, и всему рынку, обесценивая продукт. К тому же покупатели опасаются слишком дешевой еды, т.к. она может быть приготовлена из некачественного сырья. Поэтому рекомендуется устанавливать среднюю стоимость по городу. От других кофеен можно отстроиться благодаря оформлению или необычному меню.
Для удачного расположения характерны высокая проходимость и отсутствие конкурентов. Если поблизости уже есть 2–3 стационарные или мобильные кофейни, бизнес вряд ли принесет прибыль. Зато выбор парковки или остановки около университета поможет быстро выйти на окупаемость.
На выбор места для кофейни влияет проходимость людей.В праздничные дни нужно обязательно приезжать на места проведения массовых мероприятий. Также рекомендуется отслеживать концерты, выступления приезжих артистов, открытия передвижных выставок – на них ходят потенциальные клиенты.
Для старта нужно создать базу потенциальных покупателей. Проще всего сделать это в социальных сетях, где можно настроить рекламу по отдельному району города. Там же можно разослать адресные приглашения со скидкой в день открытия. Другие способы проинформировать клиентов об акциях:
Промопродукцию можно нарисовать самостоятельно и заказать распечатку в типографии. Но лучше обратиться в рекламное агентство.
Это популярный способ открытия бизнеса, т.к. он предполагает обучение всем процессам и покупку готовой узнаваемой марки. Можно купить бренд, которого нет в городе, – тогда придется вложиться в рекламу. Другой вариант – открыть известную точку. Клиенты, которым нравится кофе из кофейни в другом месте, охотнее придут в новый фургон с таким же названием. Владельцу останется только придерживаться принятых в компании стандартов обслуживания, чтобы покупатели возвращались снова.
Франшиза кофейни на колесах является очень популярной.Один из недостатков такого способа открытия бизнеса – паушальный взнос. У некоторых компаний он может быть высоким. Однако на окупаемость удастся выйти уже через 4–6 месяцев после старта. Некоторые компании работают без дополнительных платежей.
По отзывам предпринимателей можно понять, что мобильная кофейня – бизнес с низким порогом входа, но высокой конкуренцией. Нужно выделяться, чтобы покупатели запомнили точку и вернулись снова.
Способы привлечения клиентов:
Вкусные запахи. Все реагируют на ароматы свежих булочек или молотого кофе. Можно распространять их намеренно, чтобы получить первых покупателей с утра.
Необычное оформление. Если целевая аудитория – молодые люди, они оценят стильный дизайн фургона и красивую подачу напитков. Фотографии продукции в социальных сетях обеспечат бесплатную рекламу.
Акции "Пятый кофе в подарок" и др. Помогают сделать клиента постоянным. Нужно учитывать, что практически все фургоны пользуются этим способом.
Для успеха дела владелец должен сделать маркетинг своим приоритетом в ежедневной работе. Это не только реклама, но и внешнее оформление автомобиля, стандарты обслуживания, разработка меню.
Люблю фастфуд и колу, также сильно люблю здоровое и полезное питание. Консультируюсь с профессиональными диетологами и согласовываю с ними каждую статью. Для каждого рекомендации свои, поэтому не забудьте проконсультироваться со своим врачом!