В зависимости от должности список обязанностей и закрепленных за сотрудником функций может меняться. Например, официант-бармен обслуживает посетителей за барной стойкой.
Инструкции отличаются в зависимости от роли официанта и заведения, в котором он работает. Например, в кафе и столовых допускается частичное или полное самообслуживание, поэтому перечень должностных обязанностей сокращен. Старший официант в ресторане может выполнять роль куратора или просто владеть более развитыми профессиональными навыками.
Инструкция официанта стандартная и содержит общие положения. В ней указаны навыки и знания, которыми должен обладать сотрудник. Например, умение отличать бракованные или испорченные пищевые продукты от нормальных.
В инструкции перечислены все обязанности официанта: уборка столов, контроль наличия расходных материалов, быстрая замена загрязненных столовых приборов и т. д.
В документе прописывают, в каких случаях сотрудник может быть привлечен к ответственности. В инструкции указаны его права и условия работы.
Должностная инструкция официанта-бармена сильно отличается от классической. Его зона ответственности – это в первую очередь барная стойка.
Сотрудник обеспечивает получение и хранение продукции с учетом правил и требуемого режима. Он оформляет барную стойку и витрину, следит за их состоянием.
Дополнительно бармен должен следить за музыкальной аппаратурой и уметь пользоваться ею. Официант ведет учет, составляет и сдает отчетность, передает наличные деньги.
Инструкция старшего официанта сильно зависит от положений ресторана. Если данная должность подразумевает только высокий уровень активности и совершенное владение навыками, список обязанностей почти не меняется.
Старшего сотрудника могут допустить к выполнению тех задач, которые недоступны младшим. Например, к обслуживанию отдельных зон.
Старший официант может руководить коллективом, распределять зоны ответственности, контролировать соблюдение стандартов обслуживания, качества сервиса и внешнего вида сотрудников.
Иногда он отвечает за заказ и выдачу рабочего инвентаря, состояние униформы, ее сдачу в химчистку и дальнейший прием. В редких случаях старших сотрудников обязывают подготавливать отчеты о работе коллектива.
В список личностных качеств официанта входят:
В типовую должностную инструкцию для официанта входят следующие разделы:
Основные общие положения в инструкции следующие:
Отдельно указан перечень знаний, которыми должен обладать сотрудник.
В него входят следующие позиции:
В список обязанностей сотрудника входят:
Официант несет ответственность за:
Официант обладает следующими правами:
В разделе условий труда в типовом договоре прописывают следующие положения:
Должностная инструкция лаконична, поэтому в начале работы официанты часто испытывают затруднения. Например, в документах не прописаны нормы этикета или правила встречи гостей.
Объяснять это должен закрепленный за сотрудником куратор, однако он может упустить некоторые важные моменты. По этой причине желательно изучить список обязанностей и уточнения к ним самостоятельно.
Официант обязан оставаться вежливым и умеренно дружелюбным даже в критических ситуациях. Это склоняет посетителей к повторному посещению ресторана и увеличивает сумму чаевых.
Сотрудник обязан быть открытым и доступным, стать ненавязчивой и незаметной тенью, всегда находиться поблизости.
Благодаря такому подходу официанты смогут быстрее узнать о том, что клиентам заведения нужна помощь.
Официант, который не знает винную карту и меню достаточно хорошо, рискует попасть в неловкую ситуацию, поставить повара в неудобное положение или стать причиной конфликта.
От сотрудника гости ожидают помощи с выбором блюд. Некоторые посетители не употребляют рыбу, другим нельзя жареное по состоянию здоровья, третьи не знают, какие закуски и напитки хорошо сочетаются.
Путаница с блюдами способна не только оставить клиентов недовольными, но и создать угрозу жизни и здоровью, если перед вами, например, аллергик.
Первое, с чего официанту следует начать работу, — это подойти к повару, администратору или служебной доске и ознакомиться со стоп-листом. При принятии заказов и помощи в выборе блюд необходимо учитывать, каких позиций сегодня нет. В ином случае вы заставите клиентов ждать и будете выполнять лишние действия, переспрашивая.
Официант должен знать, как ему подавать блюда и убирать посуду. Важно уметь правильно расставлять предметы на подносе, чтобы ничего не уронить.
Сотрудникам нельзя приходить на работу пьяными или употреблять спиртные напитки, даже если гости приглашают их за стол.
Это далеко не все правила обслуживания посетителей. Их несоблюдение поставит официанта в неловкое положение, а репутацию заведения – под угрозу.
При сервировке придерживаются следующей последовательности:
Сначала перед каждым посетителем ставят закусочную тарелку, слева располагают бумажную салфетку с дополнительными приборами. Ножи и ложки кладут справа. Слева должна лежать вилка. Десертные приборы, рюмки и фужеры ставят перед основной тарелкой.
Главная задача официанта – сделать клиента довольным. Следует не просто выполнять все просьбы, но и предвидеть желания посетителя, а также делать немного больше, чем от вас ожидается. Например, если среди гостей есть дети, предложите им карандаши и бумагу для рисования.
Неопрятный внешний вид отталкивает клиентов, создает впечатление неаккуратности во всем. Официант обязан надевать униформу и следить за ее состоянием, своевременно сообщать о необходимости обращения в химчистку старшему сотруднику либо управляющему.
Недопустимо использование грязной или мятой одежды. Официант обязан соблюдать правила гигиены, своевременно делать маникюр, аккуратно укладывать волосы и т. д.
Соблюдение субординации обязательно вне зависимости от возраста и отношений с руководителем. Официанту не следует создавать конфликтные ситуации, вступая в спор или открыто отказываясь выполнять указания.
В крайнем случае допустимо отдельно пообщаться с руководителем либо немного адаптироваться под ситуацию, если требования нецелесообразны или невыполнимы.
Официант обязан своевременно подать счет с корректной итоговой суммой и количеством заказанных позиций. Не допускаются исправления от руки или невнятный почерк.
Гостям обязательно выносят сдачу, если они не настаивают на ином. Даже при отсутствии чаевых необходимо оставаться приветливым, поблагодарить посетителей и вежливо проводить их.
Следует помнить, что часть потраченных ими денег уходит на зарплаты и премии для сотрудников, а в случае отсутствия клиентов заведение закроется.
Сотрудники, задействованные в сфере общественного питания, должны следить за состоянием своего здоровья, поскольку любое нарушение норм может привести к заражению.
Даже простая простуда вызовет у клиентов желание сменить заведение, поэтому в таких случаях лучше брать больничный. Некоторые патологии представляют угрозу для жизни окружающих и могут стать причиной судебных разбирательств.
При работе в заведении официант обязуется:
Существуют общепринятые стандарты обслуживания посетителей, которые регулируют, например, нормы подачи блюд и уборки посуды. Нормами установлены требования к внешнему виду и состоянию официантов. Частично правила регулируют взаимодействие между коллегами.
При уборке посуды официант встает слева от гостя. Правой рукой он держит поднос, а левой – переносит использованный кухонный инвентарь. Однако иногда возможны исключения. Например, если столик стоит так, что подойти с нужной стороны невозможно, у официанта нет выбора. Также можно нарушить правила в том случае, если посетитель ведет разговор с гостем слева от себя. Не стоит мешать клиенту, лучше адаптироваться под ситуацию.
При подаче блюд поднос держат левой рукой, а правой – переставляют посуду на стол. Официант должен стоять справа от гостя. Нельзя ставить поднос на обеденный стол — для этого есть сервировочная мебель.
При подаче напитков официант сначала спрашивает разрешения у старшего гостя или мужчины, затем позволяет ему провести дегустацию. Только после одобрения можно наполнить бокалы остальным. Напитки разливают, стоя справа от гостей.
В первую очередь нужно поинтересоваться у гостей, можно ли убрать посуду. После разрешения инвентарь зачищают: еду с поверхности перекладывают на одну тарелку, приборы складывают аккуратными устойчивыми стопками или располагают в предназначенных для этого отсеках.
Официант не должен выносить слишком много посуды за 1 раз. Если он не справится с весом и потеряет баланс, в лучшем случае пострадает кухонный инвентарь, в худшем – посетители и репутация ресторана.
Нельзя прикасаться к верхней части бокала даже при уборке посуды. На питьевой поверхности не должно быть отпечатков пальцев. Разрешено брать посуду за ножки, прикасаться к нижней стороне дна.
Запрещено самостоятельно двигать или брать посуду. Единственное исключение – этап уборки. При подаче напитков бокал не сдвигают, со стола для долива не берут. При необходимости сменить положение фужера официанты деликатно просят помощи гостя.
Официант обязан иметь аккуратную прическу. Волосы не должны закрывать глаза и мешать работе. При необходимости их подбирают. Использование острых заколок запрещено.
Особое внимание нужно уделить рту. Важно поддерживать здоровье зубов. Перед выходом в зал их дополнительно чистят щеткой и используют специальный спрей-освежитель.
Официант должен быть трезвым во время работы. Пьяные сотрудники не только отталкивают клиентов, но и могут представлять для них угрозу. Из-за алкоголя ухудшается координация движений, повышается риск травматизации.
Посетители хорошо распознают неискренность, поэтому не стоит лукавить и пытаться создать ложное впечатление. Официанту следует приветливо улыбаться гостям, но соблюдать меру.
Нельзя обманывать клиентов при формировании счета. Если вы допустили в чем-то ошибку, не вступайте в спор, а извинитесь. Часто это помогает предотвратить конфликт еще на начальном этапе.
Быть дружелюбным следует не только с клиентами, но и с коллегами. Это помогает создать дружественную атмосферу и повысить продуктивность. Иногда гости или другие сотрудники забывают в зале и служебных помещениях ценности: ювелирные украшения, сумки, телефоны и т. д. Категорически запрещено присваивать находки себе.
Напротив, официант должен сделать все для того, чтобы вернуть вещь ее владельцу. При обращении посетителя в заведение нужно честно передать ему пропажу.
Официанту следует сохранять нейтральность в любой ситуации. Запрещены шутки с двойным или негативным подтекстом. Нельзя вмешиваться в чужие разговоры.
Рестораны часто посещают политики и бизнесмены, которые ведут беседы. Даже если вы случайно услышали содержимое переговоров, не стоит передавать его кому-либо.
Иногда под действием алкоголя гости могут завести с вами откровенную беседу. В этом случае вам придется выступить психологом и оказать поддержку, если разговор не выходит за рамки приличий, но советовать ничего не стоит. Можно задавать наводящие вопросы, помогать человеку разобраться в себе.
О полученной информации после ухода посетителя следует «забыть» и не разговаривать по этому поводу с коллегами, близкими или посторонними людьми.
Среди официантов важны взаимоподдержка и понимание. Коллектив нередко помогает сохранять спокойствие в критических ситуациях. Необходимо помнить, что вы не соревнуетесь с другими сотрудниками, а работаете в одном заведении.
Не отказывайте в помощи коллегам, если у вас сейчас низкая загруженность. Не конфликтуйте и не соперничайте за клиентов из-за чаевых.
Если между официантами возник какой-то спор, им нужно продолжить диалог в служебном помещении в свободное время. Запрещено разговаривать на повышенных тонах при посетителях, в т. ч. кричать, чтобы передать какую-либо информацию через зал.
Люблю фастфуд и колу, также сильно люблю здоровое и полезное питание. Консультируюсь с профессиональными диетологами и согласовываю с ними каждую статью. Для каждого рекомендации свои, поэтому не забудьте проконсультироваться со своим врачом!
Лучшие предложения на вашу почту! + сюрпризы и подарки