Отравление - жалоба: как собрать доказательства, законодательное регулирование, обращение в суд и компенсация

Статья написана в ознакомительных целях. Проконсультируйтесь с врачом.
Интоксикация после принятия некачественных блюд в кафе, столовых не редкость. При отравлении жалоба в контролирующие органы и заявление в суд - единственные эффективные методы защиты своих прав.

Случаи отравления в заведениях общественного питания не редки.Случаи отравления в заведениях общественного питания не редки.

Ответственная сторона в данном вопросе

Причинами отравления в организациях общепита могут быть:
  • приобретение заведением некачественных продуктов и полуфабрикатов;
  • нарушения условий хранения и обработки, приведшие к их порче;
  • отсутствие необходимого инвентаря, его недостаточное количество;
  • нарушения СанПиН, гигиенических требований при работе с продуктами, мытье посуды и т. д.
Ответственность лежит на предприятии общественного питания. Не имеет значения, доставили вам готовые блюда на дом или угостили вас некачественным обедом в кафе, вы сами расплачивались или вас пригласил товарищ.



Споры, связанные с отравлениями в подобных заведениях, относятся к категории дел по защите прав потребителей (ЗПП). Законодательство построено на презумпции виновности исполнителя. Поэтому представителю кафе придется доказывать, что отравление не вызвано некачественными продуктами.


Какую степень вреда обязаны компенсировать

По общему правилу, кафе должно компенсировать весь причиненный ущерб и моральный вред.

К возмещению можно заявить:
  1. Расходы на лечение (медикаменты, платные услуги и т. д.).
  2. Недополученный заработок. Полностью больничный оплачивается работникам со стажем более 8 лет. Имеющие трудовой опыт от 5 до 8 лет получают 80%, до 5 лет - 60%. Разницу компенсирует кафе (ст. 14 ЗоЗПП, ст. 1095 ГК РФ). При длительном лечении пособие не выплачивается свыше 4 месяцев.
  3. Стоимость обеда (ужина, завтрака). Отравление едой означает, что оказана некачественная услуга, устранить недостатки которой невозможно. Согласно п. 6 ст. 29 ЗоЗПП, в таких случаях стоимость возвращается в полном объеме.
  4. Любые иные связанные с отравлением расходы - от оплаты такси для поездки в больницу до возмещения упущенной выгоды от сорвавшейся сделки.
Размер компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, ст. 15 ЗоЗПП) можно заявить любой, но суд установит конкретную сумму исходя из обстоятельств дела.

Отечественная судебная практика не балует пострадавших крупными выплатами, поэтому рассчитывать можно на 5 000-10 000 руб.

Если отравление сопровождалось сильными болевыми ощущениями, вызвало патологию, потребовалось длительное лечение - размер компенсации увеличат.

Дополнительно суд взыскивает половину от присужденной суммы в качестве штрафа (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП). Размер неустойки составляет 3% за каждый день с момента истечения срока для добровольного возмещения ущерба до полной оплаты (ст. 13, 28 ЗоЗПП). Неустойка не может превышать эту сумму.

При обращении в суд необходимо собрать все доказывающие документы.При обращении в суд необходимо собрать все доказывающие документы.

Как доказать факт отравления в конкретном заведении

Объем и вид необходимых доказательств зависят от обстоятельств причинения и рода вреда. Сформировать уверенную позицию помогут результативные ответы уполномоченных государственных органов на жалобы.

Сбор документальных доказательств

Для подготовки претензии и предъявления иска необходимы:
  1. Чек из кафе. Отсутствие чека не является препятствием для предъявления требований, но усложняет процедуру доказывания. При безналичной оплате достаточно выписки со счета.
  2. Выписка из медицинской карты. Обращение к врачу является обязательным.
  3. Заключение медэкспертизы. Она проводится самостоятельно и должна подтвердить, что потерпевший отравился при приеме пищи. По возможности следует установить, какая еда стала причиной интоксикации. Проведение экспертизы необязательно.
  4. Справка из СЭС. Обращение в инстанцию необходимо в случаях, когда имеются остатки еды. Эксперты проведут исследование на наличие источников отравления.
  5. Справки с работы о размере выплаченного пособия и средней ежедневной зарплаты, если та была менее среднего заработка.
  6. Справки, чеки, квитанции, рецепты, договоры и прочие документы, подтверждающие расходы на лечение и др., убытки, связанные с отравлением.
В качестве доказательств пострадавшие активно используют свидетелей, которые могут подтвердить факт приема пищи в кафе и последовавшее за этим недомогание.

Посещение врача

Обращение к врачу обязательно не только для подготовки документов, но и для получения медицинской помощи. С пищей в организм могут попасть возбудители норовирусной и ротавирусной инфекций, сальмонеллеза, кампилобактериоза, дизентерии, иерсиниоза, вирусного гепатита А. Непринятие мер при отравлении может иметь печальные последствия.



При необходимости обязательно обратитесь к врачу.При необходимости обязательно обратитесь к врачу.

Спустя какое время допускается подать жалобу

По делам о ЗПП установлен общий срок исковой давности в 3 года. Отсчет начинается с момента отравления. Подача претензии прерывает течение срока, т. е. в суд можно обратиться позже при условии, что попытка урегулировать конфликт с виновником была сделана в трехлетний период.

Затягивать предъявление требований нецелесообразно. Начинать следует сразу же после окончания лечения, когда все расходы и убытки уже понесены.

Порядок подачи жалобы и обращение в суд

При наличии хорошей доказательной базы дело будет рассмотрено в 2 заседания. Тем не менее необходимо правильно оформить требования и соблюсти процедуру.

Написание претензии на заведение (образец)

Первый обязательный этап - предъявление претензии. Законодательство о ЗПП прямо не устанавливает досудебного порядка разрешения споров, но практика сложилась таким образом, что исковое заявление без предварительного обращения к виновнику оставляют без движения. Не исключено, что хозяева кафе захотят мирно урегулировать конфликт: к чему им подобная антиреклама.

Форма претензии свободная, но обязательно надо указать все расходы и убытки, которые вы хотите возместить. Суд может не принять исковые требования, которые ранее не были озвучены виновнику.

Также необходимо уведомить о взыскании в судебном порядке неустойки и штрафа. Обязательно установите срок, в течение которого владельцы кафе могут добровольно выплатить деньги - 10 календарных или рабочих дней.

Допустимо потребовать компенсацию морального вреда. К претензии прилагаются копии всех документов, на которые имеются ссылки в тексте.

Необходимо выяснить, кому принадлежит заведение. Вся информация должна быть на табличке у входа: название юридического лица, ИНН, адрес.

Сведения об организации можно получить на сайте налоговой инспекции, введя в поисковую систему "Выписка из ЕГРЮЛ". Название кафе может не совпадать с наименованием юридического лица.

Образец:

В ООО "Весна",

125521, г. Москва, пр-т Ленина, д. 44,

Иванова Сергея Петровича,

проживающего по адресу:

125521, г. Москва, пр-т Ленина, д. 46,

т. 8 (999) 999-99-99.

20.12.2020 около 12-30 я обедал в принадлежащем Вам кафе "Весна", расположенном по адресу: г. Москва, пр-т Ленина, д. 44. На обед я заказал солянку, рис с котлетой, апельсиновый сок и салат "Селедка под шубой". Стоимость обеда составила 310 руб. Спустя 40 минут почувствовал тошноту, головокружение, у меня началась рвота.

Я обратился в поликлинику № 3 к терапевту, которая диагностировала пищевое отравление. До обеда чувствовал себя хорошо, ничего не ел. В связи с плохим самочувствием для поездки к врачу был вынужден воспользоваться такси, оплата составила 350 руб. Мне было назначено лечение, выдан рецепт на приобретение лекарств, установлена временная нетрудоспособность на период с 20.12.2020 по 25.12.2020.

Из поликлиники до дома я также был вынужден добираться на такси. Стоимость проезда составила 350 руб. Всего за услуги такси я уплатил 700 руб.

Согласно рецепту я приобрел:

_____________ по цене 250 руб.;

_____________ за 60 руб.;

_____________ по цене 140 руб.,

и всего на сумму 450 руб.

На амбулаторном лечении я находился с 20.12.2020 по 25.12.2020. В связи с тем что мой общий трудовой стаж составляет 6 лет, пособие выплатили в размере 80% от ежедневной средней зарплаты. Согласно справкам с места работы, ежедневная потеря заработка составила 1 600 руб. За 5 дней размер недополученной зарплаты составил 8 000 руб.

В связи с отравлением я не смог посетить концерт 21.12.2020, на который заранее приобрел билет. В связи с постоянной тошнотой и головокружением, общей слабостью и болезненным состоянием не смог сдать билет и вернуть уплаченные деньги - 2500 руб.

Общий размер расходов и убытков, вызванных отравлением, составил:

310 руб. (обед) + 700 руб. (такси) + 450 руб. (лекарства) + 8 000 руб. (утраченный заработок) + 2500 руб. (убытки от приобретения билета) = 11 960 руб.



Отравление вызвало у меня длительные болезненные ощущения. В течение 5 дней я не мог вести привычный образ жизни, испытывал эмоциональные переживания. Это причинило мне моральный вред, размер компенсации которого я оцениваю в 10 000 руб.

Исходя из вышеизложенного и в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 14, 15, 29 Закона о ЗПП прошу в течение 10 календарных дней с момента получения претензии:
  1. Возместить причиненный мне в результате отравления ущерб в размере 11 960 руб.
  2. Компенсировать моральный вред в 10 000 руб.
В случае отказа в добровольном удовлетворении взыскание будет осуществлено в судебном порядке с предъявлением требований об уплате неустойки, штрафа согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» и компенсацией судебных расходов.

Приложения (копии):
  1. Выписка с банковской карты за 20.12.2020 - 1 экз. на 1 л.
  2. Рецепт от 20.12.2020 - 1 экз. на 1 л.
  3. Выписка из медицинской карты - 1 экз. на 2 л.
  4. Кассовый чек на приобретение лекарств - 1 экз. на 1 л.
  5. Справка с места работы о средней дневной заработной плате - 1 экз. на 1 л.
  6. Листок нетрудоспособности - 1 экз. на 1 л.
  7. Справка с места работы о размере пособия по нетрудоспособности - 1 экз. на 1 л.
  8. Билет на концерт - 1 экз. на 1 л.
  9. Справка от "Яндекс.Такси" - 1 экз. на 1 л.
Претензию отправляют по почте заказным письмом с описью вложения. Почтовые расходы потом можно будет включить в исковое заявление.

Куда подавать жалобу

Помимо предъявления требований к кафе, следует привлечь к вопросу уполномоченные государственные органы. Полученные ответы можно использовать как дополнительные доказательства в суде.

Обращение в Роспотребнадзор и другие органы

При отравлении можно рассчитывать на активное участие Роспотребнадзора. Он осуществляет контроль в т. ч. за соблюдением прав потребителей. По поступившей жалобе проводится проверка кафе на соблюдение СанПиН и гигиенических норм. К ней могут быть привлечены прокуратура, СЭС, другие органы.

Практика показывает, что любая проверка госорганами заканчивается выявлением нарушений, штрафами и предписаниями.

На ваше обращение может поступить ответ по принципу "Обращайтесь в суд". Иногда ведомство активно подключается к таким вопросам, вплоть до выделения собственного юриста для подготовки претензии и участия в суде, но чаще занимается отписками.

Образец жалобы в Роспотребнадзор.Образец жалобы в Роспотребнадзор.

Скачать образец жалобы, претензий и заявлений

Список актуальных жалоб можно найти на официальном сайте роспотребнадзора.

Претензия  о продаже некачественного товара: 5061-1.doc [32 Kb] (cкачиваний: 5)

Исковое заявление о взыскании потребителем уплаченной суммы за возвращенный качественный товар, проданный дистанционным способом, причиненных ему убытков, неустойки и компенсации морального вреда: 5046.doc [38,5 Kb] (cкачиваний: 3)

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина: 5048.doc [39,5 Kb] (cкачиваний: 4)

Заявление в Следственный комитет

Оно необходимо в случаях, когда отравление имело тяжелые последствия. Интоксикация в связи с нарушениями СанПиН, повлекшая тяжелое заболевание, в правовом смысле расценивается как причинение вреда здоровью. Не исключена уголовная ответственность директора кафе, повара или иного виновного лица.

Подача иска

Если переписка с кафе и государственными органами не увенчалась успехом, переходят к судебной стадии. Иск подают по месту жительства потерпевшего или нахождения кафе.

При сумме требований до 100 000 руб. (без учета морального вреда) дело подсудно мировому, при превышении этой суммы - районному суду. Госпошлина не уплачивается. Исковое заявление по своему содержанию идентично претензии.

Первоначально иск отправляют по почте в кафе или вручают под подпись, затем по почте или лично с приложением почтовой квитанции и описи вложений либо с отметкой о вручении подают в суд.

Размер возможной компенсации

На практике в большинстве регионов снижают размеры штрафа и неустойки и взыскивают в 1,5-1,8 раза больше понесенных расходов. В некоторых субъектах присуждают неустойку и уплату штрафа полностью. Итоговая сумма в таких случаях может составить до 2,5 раза от причиненного ущерба.

Вероятность удовлетворения иска

Большинство решений по делам о ЗПП выносят в пользу потребителя. Главное - подтвердить, что ущерб был вызван отравлением, а отравление - некачественной едой.


Как выиграть суд с кафе или рестораном

Основой любого положительного решения является доказательная база. Если собрано достаточно аргументов, решение будет вынесено в вашу пользу.

Можно ли надеяться на закрытие заведения после суда

Единичная жалоба не будет для Роспотребнадзора основанием потребовать приостановить деятельность организации общепита. Ответственность собственника и руководителя ограничивается штрафом, который в зависимости от вида нарушения может составить сотни тысяч рублей, и предписанием об устранении недостатков.

Неоднократные обращения граждан в надзорный орган будут являться весомым поводом для того, чтобы кафе занялись всерьез. Приостановка деятельности за нарушения, влекущие вред здоровью граждан, - обычная практика Роспотребнадзора. Решение об этом принимает суд.


Просмотров: 866
Добавлено:
Сообщить про неверную информацию в статье.



Печатать статью

Рейтинг


  • 0

Читайте далее

Комментариев (0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ЕДАТОП - Поможем подобрать сервис готовой еды