Ранеры в ресторане: особенности профессии, требования к специалисту, функции и обязанности, оплата труда
Кто такой раннер в ресторане?
Раннер — это помощник официанта, который помогает в обслуживании гостей и поддерживает чистоту и порядок в зале.
Какие обязанности выполняет раннер?
Контроль чистоты и укомплектованности зала, помощь в подаче блюд и напитков, прием и вынос заказов, сервировка столов, сбор использованной посуды.
Какие требования предъявляются к раннеру?
Знание правил сервировки и этикета, коммуникабельность, физическая выносливость, умение быстро реагировать на ситуации.
Каковы перспективы карьерного роста для раннера?
Возможность продвижения до официанта, старшего официанта или администратора зала при наличии опыта и навыков.
Раннеры в ресторанах подчиняются официантам и управляющему.
Особенности профессии раннера в заведении общественного питания
Работа физически тяжелая, поэтому раннеры востребованы на рынке труда. Загруженность таких сотрудников высокая, а рабочий день – ненормированный.
Функции и должностные обязанности
В обязанности раннера входят:
- Контроль чистоты, состояния и укомплектованности зала столовыми приборами, посудой, скатертями и салфетками на столах.
- Помощь официанту в подаче блюд и напитков.
- Прием и вынос заказов.
- Сервировка столов.
- Натирка посуды и столовых приборов, их расстановка по позициям.
- Распечатка чеков на кассовом аппарате.
- Окончательный расчет с гостями.
- Сбор использованной посуды и ее доставка на мойку.

В обязанности раннера входит контроль чистоты зала.
Требования к специалисту
Несмотря на то что эта должность не самая высокооплачиваемая, требования к специалисту в сфере обслуживания достаточно высокие.

Необходимые знания и навыки
Помощник официанта должен знать:
- Требования производственной санитарии, охраны труда, пожарной безопасности в заведениях общепита.
- Технологию приготовления различных блюд и напитков.
- Правила нарезки, взвешивания, разделения на порции и укладки пищи в посуду, подачи блюд к столу.
- Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие работу заведений общественного питания.
- Правила пользования сборниками рецептур приготовления напитков и закусок.
- Требования к качеству и безопасности продуктов питания, которые применяются для приготовления напитков и блюд, а также к условиям их хранения.
Раннер должен уметь:
- Заваривать чай и кофе, готовить молочные коктейли и закуски, применяя различные методы приготовления и подачи.
- Подготавливать буфет или бар к открытию и принятию заказов.
- Красиво и гигиенично упаковывать готовую продукцию навынос.
- Подбирать инвентарь и техническое оборудование для производства, уметь им пользоваться для приготовления различных блюд.
- Соблюдать чистоту в помещении и личную гигиену.
- Экономно расходовать продукты во время приготовления напитков и закусок.
Раннер должен уметь заваривать чай и кофе.
Важные профессиональные и личные качества
Раннер должен обладать такими качествами личности и профессиональными навыками:
- Коммуникабельностью. Контакт с людьми для этой профессии крайне важен, поскольку от того, насколько правильно он выстроен, будет зависеть дальнейшая карьера сотрудника в этой сфере.
- Скрупулезностью. Помощник должен делать все четко, тщательно и при этом быстро, т. к. объем работы в заведениях общественного питания чаще всего большой.
- Хорошей физической формой. Раннеры в большинстве своем должны иметь худощавое телосложение и быстро перемещаться по залу, обладать повышенной выносливостью и при необходимости работать в ненормированном режиме.
- Приятной внешностью. При приеме на работу на должность помощника официанта HR-специалист или руководитель предприятия всегда обращают внимание на то, как выглядит соискатель, насколько он ухоженный и опрятный. Большое значение имеют мимика и жесты, поскольку они способны как расположить к себе человека, так и оттолкнуть.
- Умением располагать к себе людей. Это главное качество, которое ценит руководство в обслуживающем персонале, поскольку от этого зависит, вернется клиент в данное заведение или нет.
- Быстротой реакции, подвижностью. Такой сотрудник должен уметь быстро реагировать на просьбы, обращения, жалобы и различные изменения, происходящие вокруг, и в соответствии с этим так же быстро принимать решения и действовать.
- Пунктуальностью. Вовремя приходить на работу, успевать одновременно обслуживать большое количество столиков – важные навыки для раннера.
- Хорошей памятью, в т. ч. зрительной. Умение запоминать лица посетителей, расстановку приборов на столе и прочее не раз помогут раннеру выполнить свои обязанности на высоком уровне.
- Исполнительностью. Помощник должен в точности выполнять все поручения официанта, быть внимательным и расторопным.
- Неконфликтностью. Навык улаживания споров и конфликтов мирным путем приветствуется на такой должности. Сотрудник не имеет права провоцировать клиентов на агрессию или реагировать на провокации с их стороны. Он должен сохранять спокойствие в любой ситуации, в т. ч. экстренной.
- Интересом к своей работе. Выбирая такую деятельность, человеку необходимо быть готовым к разным обстоятельствам, которые могут возникнуть в процессе исполнения служебных обязанностей. Поэтому заинтересованность в подобной должности является ключевым фактором, от которого зависит, насколько долго сотрудник проработает на ней и как себя проявит.
- Профессиональной грамотностью. Знание правил этикета, сервировки стола, технологии приготовления блюд и прочего станут конкурентными преимуществами при подаче заявки на вакансию.
- Отсутствие вредных привычек. Поскольку они пагубно отражаются не только на здоровье сотрудника, но и на качестве его работы, работодатели чаще отдают предпочтение соискателям, в анкетах которых стоит пометка «без в/п».
- Целеустремленностью, желанием продвинуться по карьерной лестнице. Амбициозные сотрудники всегда более качественно выполняют возложенные на них обязанности, т. к. стремятся заявить о себе, показать свою личность в лучшем свете. Работодатели их выше ценят и чаще поощряют, как морально, так и материально.
Раннер должен обладать коммуникабельностью и приятной внешностью.
Как стать помощником официанта
Чтобы устроиться на работу раннером, не требуются специальные навыки и опыт. Достаточно прислать резюме на должность и ждать звонка. Такие сотрудники требуются в большинстве крупных кафе, баров и ресторанов.
Однако наличие знаний и практики станут конкурентным преимуществом, и вероятность приема на должность существенно возрастет.
Если же соискатель ранее не работал по данной специальности, он сможет научиться всем тонкостям профессии во время стажировки и одновременно посмотреть, подходит ли ему такой вид деятельности.
Кроме того, можно пройти курсы официантов, которые длятся 1–2 недели, и обучится всем необходимым навыкам для дальнейшего устройства на работу.
Советы и рекомендации по трудоустройству
Чтобы работодатель обратил внимание на кандидатуру соискателя, последнему нужно грамотно составить резюме. В нем следует указать все свои сильные качества, которые могут пригодиться на данной должности, перечислить достижения и опыт работы в этой сфере, если таковые имеются.
Кандидату нужно указать все сильные качества в резюме.
Не стоит упоминать о навыках в других областях, поскольку это никак не повлияет на решение руководства о приеме на работу. Нужно прикрепить фото, поскольку внешность играет большую роль и может стать доминирующим фактором при принятии решения в пользу кандидата. Важно не забыть оставить свои контактны для обратной связи.
Оплата труда
В Москве средняя заработная плата такого сотрудника составляет 20000–40000 руб. в месяц. В элитных заведениях эта цифра поднимается до 60000–70000 руб. Кроме того, в ресторанах часто оставляют большие чаевые, что становится ощутимой прибавкой к зарплате.
В небольших городах России работа оценивается в 15000–17000 руб., реже доходит до 20000 руб.
Перспективы и карьерный рост
Перспективы на этой должности открываются не всем и не в каждом заведении. Однако при наличии таких качеств, как быстрая обучаемость и напористость, можно добиться больших высот в профессии. Проработав несколько лет и получив достаточный опыт, есть возможность занять должность старшего официанта. Зарплата этого сотрудника в 3–4 раза превышает оплату труда рядовых официантов и раннеров, поэтому такая перспектива становится хорошей мотивацией для развития в сфере общепита.
Были случаи, когда опытные официанты становились администраторами зала или управляющими заведением.
Однако для достижения этой цели понадобится потратить много времени и приложить большие усилия.
Отрицательные стороны в работе
В работе есть свои недостатки:
- Низкая оплата труда при полной загруженности. Раннеру нельзя надолго отлучаться, поскольку в любой момент может понадобиться его помощь.
- Ненормированный рабочий день. На такой должности часто приходится работать помногу часов подряд без перерывов на еду и отдых, а это нелучшим образом сказывается на здоровье и самочувствии.
- Высокий уровень стресса и утомляемости. Работа с клиентами приводит к нервному напряжению, поскольку часто возникают конфликты, разногласия и спорные вопросы, которые нужно решать.
- Расплывчатые перспективы. Достичь карьерного роста теоретически возможно на этой должности, однако на практике таких случаев немного. Чаще работу выбирают в качестве временной, без оглядки на будущее.
- Совмещение с другой деятельностью. Часто раннеры по совместительству становятся курьерами по доставке еды, притом что на уровень их зарплат это существенно не влияет.
Несмотря на отрицательные стороны профессии, попробовать себя в ней все же стоит, если есть желание развиваться в этой сфере или же отсутствует опыт, а найти подработку нужно срочно.
Источники информации:
Food and Beverage Serving and Related Workers — U.S. Bureau of Labor Statistics
Food and Beverage Attendant — Careers New Zealand
Hotels, Catering and Tourism Sector — International Labour Organization






















