СанПиН общественное питание: что изменилось в 2021 году, основные требования, просмотр полного текста
0
3 203
12-05-2022 23:44
Обновлено 28-09-2024 04:57 (Обновлена информация)
Необходимость обновить требования СанПиНа в общественном питании появилась после внедрения новых технологий производства и форм обслуживания клиентов. С 1 января 2021 г. установлены единые регулирующие требования нового образца.
Требования СанПиН появились после введения новых форм обслуживания.
Чтобы избежать заражения микробами, блюда нельзя замораживать.
Для предотвращения заражения микробами и паразитами СанПиН предписывает:
Несоблюдение ее положений чревато штрафами.
Система ХАССП внедряется на предприятиях общепита.
Сырую и готовую продукцию хранят вместе в одном холодильнике.
В новых правилах описан процесс мытья и хранения посуды.
Работники предприятия должны быть одеты в рабочую одежду.
Обслуживающие персонал обязан иметь общую культуру и нормы этики.
Посуда и тара должны изготавливаться из разрешенных материалов.
Санкции за нарушение изготовителем требований технического и регламентного характера представлены в таблице:
Новые правила СанПиНа для заведений общественного питания установлены на 2021–2026 гг.
Разработанные с учетом риск-ориентированного подхода к пищевым технологиям, многие нововведения носят рекомендательный характер. Теперь предприятия могут самостоятельно выбирать приемлемые для себя варианты организации производственного процесса.
Основные принципы старого СанПиНа
Положения СанПиНа старого образца (СП 2.3.6.1079-01) утратили силу, но основные из них легли в основу новых санитарных правил:- Принцип недопущения заражения инфекционными заболеваниями среди сотрудников и клиентов.
- Централизованная разработка основных санитарных норм.
- Обязательность исполнения во всех подчиненных структурах.
- Соответствие современной технологической и законодательной базе.
Кто должен обеспечивать соблюдение правил
Ответственность лежит на руководителе организации. Свои действия он согласовывает с учреждениями государственной санэпидслужбы.Совместно они устанавливают объем, сроки и периодичность проверок выполнения санитарных норм.
Что изменилось в СанПиНе 2022 года
Эпидемиологические требования предыдущего документа были бессрочными, новые будут действовать до 2026 г. включительно. Они согласуются с условиями рыночной экономики и учитывают влияние человеческого фактора.На основе этих требований каждое заведение общественного питания разрабатывает локальные санитарные протоколы.
Учет ряда факторов
Основные факторы риска – биологические.Чтобы избежать заражения микробами, блюда нельзя замораживать.
Для предотвращения заражения микробами и паразитами СанПиН предписывает:
- сообщать о случаях кишечных инфекций у сотрудников и их родственников, проживающих совместно;
- не замораживать готовые блюда, соблюдать их нормы выдачи и не реализовывать на следующий день;
- обеспечивать сотрудников средствами личной гигиены;
- не оставлять блюда в раздаточном блоке дольше 3 часов, если их нужно разогревать перед употреблением;
- соусы навынос помещать в потребительскую упаковку.
- средства для мытья и дезинфекции применяют по инструкции;
- хранят их в специально подготовленных местах;
- не пользуются ртутными термометрами.
Презумпция добросовестности
Предприятия общепита свою деятельность контролируют самостоятельно.Единственное условие – внедрить систему ХАССП (по-английски это рисковый анализ и контроль критических точек).
Несоблюдение ее положений чревато штрафами.
Система ХАССП внедряется на предприятиях общепита.
Принципы ХАССП
Система оценивает и управляет вредоносными факторами, а также позволяет устранять риски. Она основана на 7 принципах:- При работе с пищевыми продуктами выявляют риски и оценивают их значимость.
- Устанавливают потенциальные места возникновения опасности (критические точки).
- Определяют допустимые пределы варьирования в них рисковых факторов.
- Мониторируют производство в этих точках.
- Корректируют производственный процесс при отклонении от стандартных показателей.
- Фиксируют полученные цифры в учетной документации.
- Следят за актуальностью и достоверностью информации.
В чем преимущества новых норм СанПиНа для небольшого бизнеса
В системе общественного питания присутствуют небольшие заведения, рассчитанные на малые потоки клиентов. Для объектов с количеством мест для посетителей менее 25 появились смягченные требования:- сырую и изготовленную продукцию разрешается помещают в закрытые контейнеры и хранят вместе в одном холодильнике;
- нет необходимости оборудовать туалетные комнаты раздельно для сотрудников и посетителей, но вход изолируют от производственных цехов и складских помещений;
- устранены дополнительные траты – для уборки туалета необязательно привлекать отдельный персонал, другие сотрудники имеют возможность совмещать обязанности.
Сырую и готовую продукцию хранят вместе в одном холодильнике.
Ключевые изменения в обновленных санитарных правилах
Нововведения следующие:- Последняя версия СанПиНа создана с учетом обновленных форматов бизнеса. Оказание услуг на удаленных точках (система кейтеринга), торговля навынос и доставка продукции возможны без оформления специальной декларации соответствия.
- Введена технологическая карта изготовления блюд. В ней описаны этапы производства и требуемая температура готовой продукции на раздаточной линии (должна совпадать с фактической).
- В складских помещениях размещают гигрометры и термометры, в холодильном оборудовании – контрольные термометры.
- В одном цехе не работают с сырьем и полуфабрикатами. В противном случае предусматривают хотя бы 1 цех обработки.
- Потребителя предупреждают о наличии потенциальных аллергенов в приобретаемых блюдах. Официанты должны владеть информацией об ингредиентах.
- Нарушением считают несоответствие наименований блюд в меню и технологических документах.
- Кулинарные мастер-классы для взрослых и детей проводят с соблюдением безопасных технологий приготовления блюд.
- Все работники, контактирующие с пищей, проходят ежедневный осмотр для исключения гнойничковых и инфекционных заболеваний на коже рук и лица.
- Установлены общие требования к документации на сырье и готовые продукты. Возможно ведение ее в удобном виде (бумажном или электронном).
- Регламентированы особенности питания всех категорий населения и лиц, находящихся в социальных и медицинских заведениях.
- Медицинские требования согласованы со статьями действующего законодательства и министерскими приказами.
Какие требования были убраны для предприятий общепита
В новых правилах отсутствуют:- Перечень обязательных журналов. Теперь их ведут произвольно по мере внедрения ХАССП.
- Инструкция по мытью посуды и тары.
- Способ хранения чистой посуды. Необязательно придерживаться высоты стеллажей на уровне 0,5 м от пола.
- Порядок обработки корнеплодов и яиц.
- Запрет на использование губок. Есть лишь требование регулярно их менять.
- Сроки проведения генеральных уборок. Руководитель заведения сам определяет их периодичность.
- Точное количество установленных моечных ванн, в которых моют раздельно кухонный, столовый инвентарь и подносы для посетителей.
- Подробное описание структуры кондитерского цеха.
- Указание на закрытие заведения при прекращении водоснабжения. Функционирование учреждения возможно в случае соблюдения норм санитарной безопасности.
В новых правилах описан процесс мытья и хранения посуды.
Требования и правила СанПиНа
Они касаются всех сотрудников предприятия, а также используемого инструментария и тары, соответствуют действующему ГОСТу.К персоналу общепита
Работники организации:- бережно относятся к посуде и таре, другому имуществу предприятия;
- проходят регулярные инструктажи по вопросам охраны труда, общей и пожарной техники безопасности на производстве;
- изучают и отрабатывают действия при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- следят за показателями собственного здоровья и проходят ежегодные медицинские осмотры;
- на время смены переодеваются в спецодежду;
- сохраняют и не разглашают персональные данные посетителей при наличии доступа к ним;
- придерживаются этических норм (вежливости и внимательности по отношению к коллегам и клиентам, тактичности и доброжелательности к ним).
Для работников предприятий общественного питания
При нахождении на производстве сотрудники организации:- оставляют уличную одежду, головные уборы и обувь в шкафах раздевалки или оборудованных местах;
- переодеваются в рабочую санитарную одежду и обувь, снимают кольца и украшения с рук;
- при посещении туалета снимают фартук, надевают специальный халат;
- проводят гигиеническую и антисептическую мойку рук перед началом работы и после после технологического перерыва;
- сообщают о случаях пищеварительных расстройств у совместно проживающих членов семьи работнику санитарной службы или ответственному за эпидемиологическую безопасность лицу;
- при приготовлении салатов и холодных закусок надевают перчатки однократного применения, своевременно заменяют их при нарушении целостности.
Работники предприятия должны быть одеты в рабочую одежду.
Квалификационные требования к административному персоналу
Специалисты администрации владеют умениями:- руководить подчиненными;
- эффективно планировать и распределять работу между сотрудниками;
- контролировать выполнение работниками функциональных обязанностей;
- принимать и оперативно реализовывать управленческие решения.
Квалификационные требования к обслуживающему персоналу
Работники этой категории:- знают и соблюдают инструкции к занимаемой должности;
- придерживаются правил внутреннего распорядка;
- выполняют санитарные требования;
- следят за личной гигиеной и состоянием рабочего места;
- принимают противопожарные меры;
- не нарушают требования охраны труда и техники личной безопасности;
- обладают общей культурой и нормами профессиональной этики в обслуживании посетителей;
- знакомы с нормативными документами, касающихся услуг и продукции предприятия.
Обслуживающие персонал обязан иметь общую культуру и нормы этики.
Квалификационные требования к работникам производства
Всем сотрудникам следует:- иметь соответствующее профессиональное образование либо свидетельство о профессиональной переподготовке, опыт исполнения обязанностей на занимаемой должности;
- с установленной периодичностью повышать квалификацию;
- разбираться в требованиях нормативных актов по регламентации работы предприятия;
- изучить должностные инструкции и требования к внутренней трудовой дисциплине и выполнять их.
Требования к посуде и таре
На всех объектах общепита они едины. Посуда и тара должны:- при необходимости быть одноразовыми и не использоваться повторно;
- изготавливаться из материалов, разрешенных для взаимодействия с пищевыми продуктами;
- не портиться при мытье и дезинфекции;
- соответствовать требованиям к изготовлению, хранению, транспортировке и продаже готовой продукции питания;
- маркироваться для работы в пищеблоке;
- перед окончанием рабочего дня мыться ручным способом или в посудомоечной машине с установкой максимальных температур и режимов дезинфекции.
Посуда и тара должны изготавливаться из разрешенных материалов.
Эпидемиологические требования
Готовая пища должна быть свободна от микробного заражения. С этой целью:- работников предприятия с инфекциями кишечной группы или гнойничковыми заболеваниями на теле отстраняют от выполнения обязанностей по приготовлению блюд;
- проводят ежедневные осмотры кожи сотрудников с целью исключить воспалительные заболевания;
- прекращают работу при симптомах инфекций дыхательных путей;
- не допускают наличия насекомых и грызунов;
- не содержат синантропных птиц и животных;
- запрещают кому-либо проживать на территории организации;
- работают только в чистой спецодежде, прячут волосы под колпак или косынку;
- запрещают прием пищи и курение на кухне;
- в производственных помещениях не хранят личные вещи, не выращивают комнатные растения;
- к процессу приготовления продукции не привлекают посторонних лиц;
- обучающие тренинги для взрослых и детей (мастер-классы) ведут при условии соблюдения гигиенических требований и безопасности для пищевой продукции;
- ежедневно учитывают показатели температурного режима сохраняемой пищевой продукции;
- используют охладительную витрину;
- блюда для продажи за пределами организации общепита не заправляют соусами, а доставляют потребителю в индивидуальной упаковке.
Где посмотреть полный текст санитарных требований и норм для общепита в 2022 году
Полный текст СанПиНа 2.3/2.4.3590-20 изложен в приложении к Постановлению №32 от 27.10.20 г. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.Санкции за несоблюдение
Санкции за несоблюдение санитарных требований предусмотрены статьей 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Она действует с 18.07.2011 г. и введена Федеральным законом №237.
Санкции за нарушение изготовителем требований технического и регламентного характера представлены в таблице:
Первичные нарушения (тыс. руб.) | Нарушения, повлекшие вред для жизни и здоровья | Повторные нарушения | |
Для граждан | 1–2 | 2–4 и конфискация предметов административного правонарушения | 4–5 и конфискация |
Для должностных лиц | 10–20 | 20–30 | 30–40 |
Для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица | 20–30 | 30–40 | 40–50 или приостановление деятельности до 90 суток |
Для юридических лиц | 100–300 | 300–600 | 700–1 млн |
Новые правила СанПиНа для заведений общественного питания установлены на 2021–2026 гг.
Они заменили 17 законодательных документов, регулировавших вопросы питания различных категорий населения, и исключают их взаимное дублирование
Разработанные с учетом риск-ориентированного подхода к пищевым технологиям, многие нововведения носят рекомендательный характер. Теперь предприятия могут самостоятельно выбирать приемлемые для себя варианты организации производственного процесса.
Рассказать друзьям
Сталкивались ли вы с изменениями в СанПиН? Поделитесь своими мыслями и советами по соблюдению новых правил:
Все комментарии:
Также читают
0
0
50 562
0
0
34 418
0
0
19 619
Продуктысмотреть все